Американцы, собирательный образ (НБПВ)

Американцы (далее, под американцами будет пониматься не коренное население США), молодая нация, чья история с момента основания государства насчитывает менее трёхсот лет. Народ Америки - круто замешанный бульон из представителей других наций и их потомков. Однако, с самого её основания в Америку стремились люди с определенными ценностями, именно они породили тот самый "дух Америки", а их мировоззрение сформировало ценности последующих поколений.

Собирательный тип американцев - НБПВ. Разбор их типа интересен не только сам по себе, но и в паре с обобщенным образом англичан (НВПБ), представляющих другой тип, но с тем же конфликтом в своей основе.

Исторический контекст

Европейские первооткрыватели называли Америку "Новым Светом", противопоставляя её свету старому - Европе, Азии, Африке. Новые просторы, новые люди, новые возможности. В Америку устремились люди определенного типа - те кому было слишком тесно в рамках старого света, тесно среди давно поделенной земли или скучно ползти по стандартному карьерному пути. Новый континент привлекал людей с жилкой предпринимательства - от игроков и аферистов до серьезных бизнесменов, чьи ценности базировались на сильном настоящем и сильном будущем, духе экспансии и возможностей.

Будучи представителями самых разных народов, американцы не могли создать общество, основанное на какой-то общей культуре. Было лишь два выхода - либо сегрегация на различные культурные группы, либо игнорирование культурных различий. Америка, в итоге, пошла по второму пути. Это не было полностью обусловлено их собирательным типом, однако, очень важно для понимания типовых проявлений.

Общение и откровенность

Американцы склонны проявлять прямоту и откровенность. Едва познакомившись, могут вывалить кучу подробностей о себе и своей жизни, что совсем не похоже на обычные проявления третьего прошлого. По сравнению с англичанами (также яркие представители 3П), контраст разительнейший. В действительности же, чрезмерная откровенность это лишь оригинальная форма защитной реакции.

Дружелюбие американцев совершенно искреннее, а вот откровенность - мнимая.

Прошлое говорит о том кто мы. Боясь и стесняясь показать свои неприглядные стороны англичане стараются вообще ничего о себе не говорить, так они защищают свое болевое прошлое от посягательств. Американцы избрали другую стратегию - еще до того как их начали оценивать, они целенаправленно создают себе хороший имидж, описывая себя с самых лучших сторон. Главная задача американца при знакомстве показать что он "ок", с ним все в порядке, у него все все замечательно. Это не совсем рассказ о себе - это презентация, попытка прикрыть болевое прошлое, создав внешний позитивный образ успешного человека без изъянов. В таких условиях, даже люди вроде бы общающиеся как большие друзья, вовсе не считают себя таковыми. Поверхностное знакомство остается самой устойчивой формой взаимоотношений как американцев, так и англичан, несмотря на то что форма проявления совершенно разная.

Говоря об откровенности и болевом прошлом стоит упомянуть что Америка - родина популярного формата ток-шоу, где ведущие подначивают участников рассказывать на публику такие подробности о своей личной жизни, которые и друзьям-то не всегда расскажешь. Для американца это что-то вроде запретного плода, возможность получить эрзац того, на что сам никогда не решится. Для самих же героев шоу, это чудесная возможность, уникальный шанс - стать известным и знаменитым не вопреки своим недостаткам, в борьбе с болящим, критическим, самосознанием, а, наоборот, благодаря своей темной стороне. Для третьего прошлого - это форма катарсиса, освобождения. Зрители, находящиеся по другую сторону экрана, конечно понимают это, чувствуя где-то зависть, где-то отвращением, а где-то и восхищение.

Деньги и оружие

Тип НБПВ содержит два аспекта, которые что-то требуют от своего носителя. Это настоящее и будущее. Целевое настоящее требует от американца играть важную роль, занять в жизни достойное место. Болевое прошлое ограничивает, подсказывает каких качеств ему не хватает, в каком направлении следует совершенствоваться, говорит, тот ли он человек, которым следует быть. Вместе они порождают характерную для типа идею - "у меня нет необходимых качеств, навыков, данных чтобы занять то место в жизни, которое мне хочется". Это одна из самых неприятных идей о себе, которая только может придти в голову человеку "английского" НВПБ или "американского" НБПВ типа.

Для того чтобы справиться с разрушительной идеей о собственных недостатках, американцы придумали два уникальных инструмента - деньги и оружие. Конечно, деньги существовали и до открытия Америки, а оружие тем более, но именно американцы превратили эти символы в идею: "Не важно кто ты есть, если у тебя есть кольт. Не важно кто ты есть, если у тебя есть деньги". Личное оружие сыграло свою роль на раннем этапе становления Америки, чтобы позже передать свою роль "великого уравнителя" деньгам. Благодаря деньгам можно добиться абсолютно любого места в обществе и полностью удовлетворить свои амбиции по целевому настоящему, при этом уже неважны личные качества, навыки, наличие или отсутствие харизмы, не важна история становления - деньги способны компенсировать всё. В контексте американской мечты, стремление заработать как можно больше не связано с жадностью или не алчностью, американец подсознательно верит - деньги избавят его от ахиллесова пяты, от болевого прошлого. Деньги - это идея счастья без боли.

Оружие больше не играет ту же роль что и времена дикого запада (не важно кто ты, если у тебя есть кольт), разве что во внешней политике. Однако, его ценность успела прочно закрепиться в американской культуре. США - страна с одним самых либеральных законодательств в сфере приобретения личного оружия. Как минимум один пистолет есть более чем в половине американских семей, и абсолютное большинство покупок огнестрельного оружия приходятся на второй, третий и четвертый ствол.

Бизнес

Сильные будущее и настоящее, присутствующих в американском типе - основа ценностей коммерсанта. Умение чувствовать момент, расстановку сил (настоящее), в сочетании с видением возможностей, ощущением динамики, тенденций (будущее) дает американцу хороший старт в бизнесе. Большинство из тех кто не занят в бизнесе думают, всерьез или не очень, о том чтобы его начать.

В соответствие с собирательным типом, бизнес в Америке имеет определенные особенности. Вот как описал встречу с американским видением бизнеса англичанин Чарльз Чаплин:

"Американец, всегда погруженный в деятельную мечту, неутомимо пытающийся чего-то достичь, по существу, оптимист. Он надеется мгновенно составить состояние! Схватить крупный куш! Всплыть на поверхность! Сразу продать весь товар! Сделать деньги и бежать! Найти другой, более легкий заработок!"

Конечно, не все американцы таковы. Но подобный подход плотно засел в американских ценностях, именно так воспринимают бизнес те кто далек от его реалей, но очень хочет заработать. Это ценности целевого настоящего, вера в момент, в случай, в звездный час, когда обстоятельства сложатся так что ты окажется в нужное время в нужном месте, в сочетании с оптимизмом, который дает творческое будущее. И в том чтобы не упустить шанс американец действительно хорош.

Именно из Америки распространилась такая форма бизнеса как "стартап". Для стартапа берется какая-то стоящая идея, не важно собственная или чужая, под неё ищутся инвестиции с таким расчетом, чтобы в короткий срок получить максимальную отдачу. Это интересно как самим основателям стартапа, так и инвесторам, поскольку полностью совпадает с представлением американского типа об идеальном бизнесе.

Точно также, один из самых популярных видов бизнеса в Америке - это франчайзинг. Франчайзинг, это покупка чужой бизнес-схемы, которая уже успела себя зарекомендовать, покупка прав на использование технологии, товарного знака. В результате распространения франчази, рядовой потребитель имеет кучу однотипных сервисов по всей стране. Макдональдс, КФС, Бургер Кинг есть в каждом городе, Виктория Сикрет, Левис - почти во всех торговых центрах. Лишь незначительная часть из них принадлежит создателям брендов, большинство же принадлежит более мелким предпринимателям купившим права на использование бренда. Помимо честной покупки идеи можно встретить множество примеров бизнеса скопированного с известного бренда один в один. Чуть-чуть другой ассортимент, другой дизайн логотипа, но абсолютно такая же схема работы.

Франчайзинг прикрывает слабые стороны американца, позволяя ему раскрыть свои таланты. Слабые стороны американца - вечность и прошлое. Вечность в позиции ученика делает американца слабым в целостном видении, что негативно сказалось бы при попытке создать свои собственную бизнес-модель, основанную на оригинальных решениях. Американский предприниматель лишен чувства гармонии, ему трудно самостоятельно понять что подходит, а что не подходит для осуществления идеи, какие идеи впишутся, а какие не впишутся в общую концепцию. Поэтому, гораздо проще купить чужую систему, которая может быть и накладывает массу ограничений - в какой форме должны быть продавцы, какие цвета в оформлении витрин, какая будет наценка и т.п., но в тоже время не даст возможность ошибиться.

Надежная, проверенная схема бизнеса также прикрывает американца и по аспекту прошлого. Спасаясь от влияния оценочного аспекта через гиперкомпенсацию - уход в "я ОК, со мной все в порядке", американец склонен закрывать глаза на реальное положение дел. Часто американский предприниматель не признает что его бизнес терпит крах, до тех пор пока полностью не разорится. В сочетании с безудержным оптимизмом и верой в удачу, третье прошлое может сыграть фатальную роль в бизнесе, где нужно честно оценивать риски и анализировать причины неудач. Схема франчайзи же спасает предпринимателя от периода "набития шишек", сразу предлагая ему "взрослый" бизнес, уже прошедший опасную стадию.

Сильное будущее дает американцу ощущение динамики, он четко видит что можно улучшить, усовершенствовать. Видя чужой успешный бизнес, он замечает его недостатки (позиция критика, болевое прошлое), и думает - "я могу делать тоже самое, только лучше". В результате, любая успешная идея эксплуатируется в сотнях различных вариаций, порождая бешеную конкуренцию. Каждая мелочь доводится до совершенства иначе кто-то сделает лучше, качественнее. Это одна из причин по которой американский рынок гораздо более чуток к потребителю чем любой другой.

Свобода

Свобода - одна из базовых ценностей настоящего. Для американцев, носителей первого настоящего, свобода - практически сакральный символ. Именно за свободой многие люди уплывали в Америку чтобы в итоге сформировать новую нацию, которая за свою короткую историю успела пережить целых две войны за свободу - одну со старым светом за независимость, другую гражданскую - против рабовладельческих штатов.  Однако, при всем при этом, пример США может служить предостережением всем носителям первого настоящего, поскольку свобода в американском понимании имеет крайне неприятную лицемерную изнанку.

Первое настоящее находится в позиции хозяина, что соответствует базовому шаблону "я +, ты -". Если первое настоящее не будет обладать рефлексией, способностью видеть себя "со стороны", то под свободой будет пониматься только один вид свободы - свободы для одного себя. Американцы строят границы на всех уровнях и сами же их нарушают. Каждый домовладелец ревностно охраняет границы своего участка, понятие частной собственности почти священно, как и знаменитое американское privacy, неприкосновенность частной жизни. Усиленное внимание законодательства к охране свободы не просто продолжение идеологии свободы. Это защита американцев от самих себя.

Переход чужой границы в природе американца, в отсутствие каких-либо ограничений, он склонен вторгаться в чужое пространство, не чувствуя где кончается его свобода и начинается чужая. Это проявляется во многих сферах, начиная от перехода границ в общении и навязчивого сервиса, кончая внешней политикой, где власти США показывают совершенно неадекватное отношение к свободе других стран.

Справедливость

Типы, имеющие настоящее и прошлое в целевом и болевом аспекте (в любых сочетаниях) особенно остро чувствуют несправедливость по отношению к себе. Дело в том, что несправедливость часто проявляется как несоответствие между тем кто ты есть (прошлое) и тем какая роль тебе отведена (настоящее). Когда и прошлое и настоящее находятся во внутреннем конфликте, любая личная несправедливость переживается особенно остро.

Чрезмерное увлечение судебными тяжбами - одна из наиболее известных особенностей американцев. Не последнюю роль здесь играет обостренное чувство справедливости, но главный фактор все-таки - американский способ справляться с болевым аспектом. Американец всегда в порядке, он победитель и потому он просто не может быть неправ. Осознание своей вины - очень трудный шаг для американца, поэтому если что-то не так, виноват кто-то другой, и, конечно, суд - хороший способ восстановить справедливость. Признание своей вины, своих недостатков, своей не способности к чему-то - это качественно иной подход для работы с болевым прошлым, несовместимый с американским оголтелым оптимизмом. Из-за тяги американцев судиться, юридические и медицинские услуги стоят намного дороже чем в других странах. Первые из-за спроса, вторые из-за того что в любую медицинскую процедуру приходится включать расходы на потенциальные судебные разбирательства.

В защиту граждан США хочется отметить что обострённое ощущение справедливости у американца выходит далеко за рамки личного комфорта. Американец готов добиваться справедливости для любого, кто не является его конкурентом. В США масса благотворительных организаций и некоммерческих фондов, намного больше чем в других странах. Американец способен искренне заботится об окружающих, любит животных, щедро жертвует на благотворительность.

Учеба

Вечность американцев находится в позиции ученика. Это это слепой, доверительный аспект, ожидающий что понятие о смысле, целостности ему дадут извне.  Американец доверяет хорошо сформированному знанию, дающему базовые принципы чего-либо в понятной, сжатой форме. Американцы стремятся получить хорошее образование, но в последствие не слишком доверяют знаниям, полученным в университете. Причина в том, что университет дает слишком много знаний о мире, зачастую не приведенных в какую-то общую систему, ведь университетское образование, в основном, не учит, а только учит учиться. Поэтому американцы обожают короткие курсы. На курсах можно научиться чему угодно в сжатые сроки - быстро изучить базовые принципы не тратя времени даром, что полностью в духе практической вечности.

Именно в Америке появляется больше всего популярных руководств, объясняющих как устроены различные сферы жизни простыми, понятными словами. Как заработать, как похудеть, как бросить курить, как избавиться от страхов, как воспитать детей. Они дают не слишком много пространства для собственных выводов, зато дают конкретные рецепты "как это работает" всем без исключения. Для вечности в позиции ученика такая литература всегда была и будет востребована, поскольку дает простую и целостную картину мира, готовую для использования сразу.

Толерантность и психотерапия

Чрезмерная толерантность постепенно поглотила Америку и, через Америку начала распространяться на весь остальной мир. Чернокожего больше нельзя назвать чернокожим, а полного - полным. Толерантность породила множество выражений-заменителей: не инвалид, а человек с ограниченными возможностями, не заика, а человек с затрудненной речью. Из той же сферы - люди солидного телосложения, альтернативная сексуальность, человек с замедленным развитием. Все это эвфемизмы, служащие одной единственной цели - дать защиту болевому прошлому.

Прошлое отвечает на вопрос "кто я". У американцев это критериальный аспект, на основе которого происходит подлинная оценка своей жизни. Однако, оценочное, родительское давление аспекта американец предпочитает перекрывать позитивной самопрезентацией и бодрым внешним видом. Оставшись без внимания аспект становится более чутким, обостряется, реагирует на малейшую негативную оценку со стороны.

Как только в американской судебной системе появилась возможность запретить одному человеку судить о другом, пусть даже вполне объективно - третье прошлое получило дополнительную защиту. Когда мы видим примеры толерантности доходящей до абсурда, это не просто выверты судебной системы - это результат коллективной боли, защита от которой порой принимает извращенные формы.

Болезненное самоосознание на фоне заниженной рефлексии и постоянная спешка в погоне за лучшей жизнью, держат тысячи американцев в постоянном стрессе. В таком состоянии состоянии невероятно трудно поддерживать позитивный настрой, улыбаться и выглядеть хорошо.

В то время как  в России треть дохода аптек приходится на препараты с наркотическим эффектом, в США аптеки делают прибыль на антидепрессантах. Если человек может себе это позволить, антидепрессанты и психиатр могут очень быстро оказаться в его потребительской корзине. Психиатрия и антидепрессанты настолько прочно вошли в жизнь американцев, что больше не считаются признаком "с ним что-то не так". Американцы открыто обсуждают посещение терапевта, и кому какую дозу назначил врач.

Наверняка, многие слышали что в США люди могут посещать психиатра месяцами и даже годами без особых видимых улучшений. Бытует даже мнение о том что американская система психиатрии устроена таким образом чтобы как можно дольше тянуть из клиента деньги. Если это и правда, то лишь отчасти, потому что главная особенность стандартной американской психотерапии в том что она - самая щадящая в мире.

Традиционная психология прежде всего работает с прошлым, с осознанием себя, своих качеств, что полностью приходится на болевой аспект американца и требует предельной осторожности со стороны терапевта. Если психиатр начнет подталкивать пациента к определенным выводам о самом себе, или станет, чего доброго, выносить собственные суждения - значительная часть американцев отсеется на первом же сеансе. В традиционном, принятом в США, подходе терапевт только слушает, ведя клиента с помощью наводящих вопросов. Цель в том чтобы человек проговорил все то о чем он обычно не признается даже себе и сделал выводы самостоятельно. Для третьего прошлого такой подход идеален, хотя и очень-очень долог. В целом, на фоне других стратегий работы с болевым прошлом, увлечение американцев психотерапией - очень здоровая инициатива.

***

Американцы и англичане - носители одних и тех же конфликтующих аспектов (настоящее-прошлое), но по-разному подошедшие к решению проблемы. Англичане практикуют скрытность и самоуничижение, американцы - гиперкомпенсацию. Как видно, ни то ни другое не является панацеей и тем поучительнее их поведение как пример ошибочных стратегий при работе с болевым аспектом.

* Часть тезисов позаимствована у американского социолога Стефани Фолл