Темпористика связана с ценностями и благодаря этому становится возможным типировать собирательные образы стран или народов. Англичане (а рассматриваться будут именно англичане, не затрагивая ирландцев и шотландцев) - народ с интереснейшей историей и самобытной культурой. Их собирательный темпористический тип НВПБ.
Настоящее англичанина находится в целевом, мотивирующем аспекте. Соответственно, собственная роль, свое место - это важнейшие в его жизни категории. В Англии не принято кичиться собственным происхождением или достатком (как и не принято хвастаться вообще чем либо), но принадлежность к определенному классу заботит практически каждого. Англичане улавливают самые незначительные признаки, которые помогают судить о том к какому классу относится их собеседник и постараются не допустить чтобы их самих приняли за кого-то классом ниже. Социальные различия - это один из способов, которым англичанин проявляет свое первое настоящее, выражает своё место в мире. При этом, принадлежность к аристократическому роду ценится куда больше чем финансовая обеспеченность, отчасти из-за того что место аристократа в английском обществе прочнее, отчасти из-за того что прошлое (происхождение, кто ты есть) у англичанина стоит на более высокой позиции чем будущее (финансовая обеспеченность).
В соответствии со своими ценностями, англичане придают особенное внимание так называемым “обрядам перехода”, т.е. изменениям своего социального статуса, своего места в обществе. Свадьбы отмечаются с большим размахом, и чем ниже по классовой лестнице находятся брачующиеся, тем дороже, относительно дохода семей, обходится свадьба. Для среднего класса эталоном является помпезная свадьба в королевской семье, для рабочего - шикарные свадьбы знаменитостей. Если в России кредит на организацию торжества берут не многие, то в Англии, обычное дело выгрести всё до последней копейки, при этом семьи жениха и невесты негласно соревнуются кто вложил больше. Похороны, кстати, обходятся английским семьям не многим дешевле.
Настоящее англичанина находится в позиции хозяина, что обычно соответствует экспансивной модели поведения. Например, первое настоящее бразильцев делает их открытыми для общения, постоянно проявляющими себя, вовлеченными. Первое американцев заставляет их биться за свое место, расширять границы влияния. Однако, англичане совсем другие. Особенная расстановка прочих аспектов (вторая вечность, третье прошлое, четвертое будущее) а также некоторые культурные особенности заставляют жителей туманного Альбиона вести себя несколько иначе. Англичане скромны и неконтакны, болевой аспект жестко регламентирует их поведение, купирует отношение “хозяина”, запрещает прямое столкновение интересов, запрещает проявлять себя сверх дозволенного. Нельзя встревать в чужой разговор, нельзя привлекать внимание и ваша карма затрещит от беззвучных проклятий если вы влезли куда-то без очереди. Чужое место - это практически священная территория.
Однако, если проявление себя в ущерб другим людям строжайше запрещено, то обустройство собственного места - есественная отдушина для целевого настоящего. Потребность иметь свое место столь велика, что не смотря на тенденции современного мира, почти 70% англичан живут в собственных домах. Каждый англичанин хочет иметь свой дом и свой участок земли.
Купив дом, англичанин переделает всё, чтобы ничего не напоминало о прежнем хозяине, даже если обстановка и ремонт ему нравятся. Он должен сделать это место своим и только своим, потому что дня его естественно осознавать себя через своё место. Также, особое значение имеет сад с внешней стороны дома, в который англичане вкладывают значительное количество энергии. Ухоженный сад одновременно является и признаком социального статуса (в зависимости от того что и как посажено) и демонстрацией присутствия хозяина (косвенной демонстрации, так как прямая недопустима) и защитным барьером, визуально отделяющим территорию. Английские социологи видят сад и тропинку ведущую к дому как символическую попытку воссоздать крепостной ров с подъемным мостом, что вполне похоже на правду, потому что дом англичанина - действительно его крепость.
Англичан можно считать народом, который проиграл битве с болевым аспектом. Если у тех же американцев (НБПВ), баланс между настоящим и прошлым более выгодный, позволяющий раскрывать себя в настоящем, вовлекаться, взаимодействовать и болевое прошлое ограничивает их лишь в знаменитом американском privacy, то прошлое англичанина блокирует практически всю его деятельность.
Прошлое содержит содержит ответ на вопрос “кто я?” и, в случае англичан, находится в болевом аспекте, т.е. в области критерия. Тип англичанина - критик. Средний англичанин, по европейским меркам, крайне закрыт и закомплексован. Он придирчив к себе, своей личности. Ему важно знать что он кто-то достойный и кто-то кем не стыдно быть.
Постоянное давление со стороны внутреннего критика заставляет англичанина использовать две тактики выхода из-под оценки. Тактика первая - самоуничижение. Самоуничижение англичанина облечено в игровую, ироничную форму, но свою функцию оно всё равно выполняет, а именно - дать себе настолько низкую оценку, что окружающие не смогут оценить тебя еще ниже. Если англичанин в чем-то крупный специалист - он скажет что “немного разбирается”, если средний - “что слабо в этом понимает”. Он может быть, например, отличным ездоком, но охарактеризовать себя “ну, я могу сам забраться на лошадь”. Какой бы сферы жизни не касалось бы дело - действует правило правило самоуничижения - хвастаться запрещено, о достоинствах можно упоминать лишь вскользь, недостатки, напротив, следует выпячивать - это тоже поможет избежать неожиданной оценки.
Тактика вторая - сокрытие. Англичанин не скажет о себе ничего сверх того к чему обязывает беседа. Многие приятели, ежедневно встречающиеся в пабе никогда не бывали друг у друга в гостях, ничего не знают о работе друг друга, есть ли дети и другие подробности личной жизни. Коллеги на работе могут знать и того меньше, ведь чем меньше другие знают об англичанине, тем меньше вероятность того что его будут оценивать. А когда англичанина оценивают - он сам оценивает себя с удвоенной силой. Возможно, поэтому, у англичан особенно сильно развито умение поддерживать разговор о погоде и о других вещах, которые лично их не касаются.
Следствием тактики сокрытия также является крайне низкая эмоциональность. Проявляя эмоции человек обязательно проявляет себя и другие узнают кто он на самом деле. Допустить этого англичане не могут. Для того чтобы англичанин чувствовал себя комфортно и мог случайно не выдать постороннему свою суть, он прячется за регламентом, церемониями и традициями, благодаря им англичанин знает как вести себя в любой момент. В тех случаях, когда регламента не предусмотрено - он теряется, чувствует себя крайне сковано.
Такой извращенный стиль взаимоотношений с прошлым начисто блокирует англичанам возможность проявить себя по первому аспекту. Экспансивное, эмоциональное настоящее, с вовлечением, с прочувствованием текущих процессов в обычной ситуации им недоступно. Возможно, это одна из причин почему англичане одна из самый пьющих наций. Алкоголь действительно частично освобождает от оценки, блокирует внутреннего критика.
Вечность англичанина находится в творческом аспекте. Способность взглянуть на себя со стороны - основа знаменитого английского юмора. Любовь к абсурду, бессмыслице - часть шаблона восприятия вечности в ключе “я+ ты+”. Это игра со смыслом, нарочитое игнорирование “зачем”, целесообразности. Ирония и способность смеяться над собой наиболее доступны именно сильным вечностям.
Обычно, творческий аспект работает на службе у целевого, но у англичан, напротив, вечность работает в связке с болевым. Отвлеченное восприятие помогает ему исключить себя из ситуации, абстрагироваться. Иностранцы часто отмечают, что во время различных мероприятий англичане вроде бы по факту вовлечены, но в тоже время они как-будто не здесь. Вечность в данном случае работает как инструмент защиты, предохраняющий англичан от необходимости в социальном взаимодействии.
Влияние Англиканской церкви очень низкое, а сами англичане слабо религиоизны, практически индифферентны в сфере религиозного познания. С одной стороны, это влияние вечности в позиции “я +”. Вечность - инструмент, она не имеет самостоятельной движущей силы, но благодаря высокой вечности англичанин способен поддерживать осмысленность своего существования без посторонней помощи. С другой стороны, слабая религиозность поддерживается четвертым будущим в (позиция пассажира), что также не склоняет англичанина думать о жизни вечной.
Четвертое, слепое будущее, к сожалению, тоже работает против англичан. Если бы на творческой позиции стояла не вечность, помогающая убегать от деятельности, а будущее, то, возможно, оно бы расшевелило англичан, придало бы им мобильности, устремленности, добавило бы жизни в целевое настоящее. Однако, в отношении будущего англичанин находится в позиции пассажира. Англичанин не спешит, он сдержан, покорен. Англичанин хочет хорошего места в жизни, но вкладываться в карьеру он не будет. Большинство англичан комфортно себя чувствуют стоя в очередях - в самой сущности очереди есть квинтэссенция того им нравится - есть свое место, роль, нет социальной неловкости. И, главное, не надо ничего делать, цель приближается сама по себе, без всякого их участия.
В анализе использован труд Кейт Фокс “Наблюдая за англичанами. Скрытые правила поведения”, а также собственные наблюдения.