На фотографии Владислав Дворжецкий в роли капитана Немо. Советская экранизация "20000 лье под водой", 1975
Капитан Немо, герой цикла произведений Жуля Верна, представитель довольно редкого профиля, с сильным прошлым и сильным будущим. Нельзя сказать, что представители этих четырех типов встречаются реже, но их гораздо сложнее встретить среди людей известных. Они не ходят проторенными дорогами и редко оказываются в центре внимания. Виной тому - слабые настоящее и вечность. Из-за слабого настоящего им труднее находить свое место среди других людей, из-за слабой вечности им труднее быть понятыми.
Тип капитана Наутилуса - ПБНВ. Согласно придуманной Верном биографии, капитан Немо, был бунделкхандским принцем. Он получил хорошее европейское образование, но после учебы вернулся в Индию. В Индии принц Даккар (таково было настоящее имя капитана) возглавил восстание сипаев против британских захватчиков. Восстание закончилось поражением, Британия вновь получила власть над Индией, а за голову принца была назначена щедрая награда. Жену Даккара взяли в заложники и убили в плену, а сам он, с небольшой горсткой верных людей, был вынужден сбежать. В изгнании он отказался от своего имени и стал звать себя Немо, т.е. “Никто”. На небольшом островке в тихом океане Немо построил первый в мире подводный корабль и оттуда же начал свое путешествие. С тех пор он никогда, до конца своей жизни не выходил на сушу. Именно к этому, подводному периоду жизни, наиболее часто обращается Жуль Верн.
Биография капитана особенно ярко подсвечивает его мотивирующий аспект - первое прошлое и ограничивающий - третье настоящее. Целевое прошлое - движущая сила его поступков. Немо постоянно занят накоплением знаний, опыта. В виду того что он навсегда порвал связи с обществом, это накопление нужно отнюдь не для дальнейшего использования, накопление багажа самоценно. Для людей, не имеющих прошлое в качестве мотивирующего аспекта, такое поведение может быть непонятным. Вот что говорит нечаянный пленник Наутилуса профессор Аронакс:
"Я следил за этими исследованиями с величайшим интересом. Капитан Немо вносил в свои опыты истинную страсть. Я часто спрашивал себя: на что ему научные исследования? Для пользы человечества? Невероятно, потому что рано или поздно его труды погибнут вместе с ним в каком-нибудь море, не обозначенном на карте!"
Значительную часть Наутилуса занимает музей. В нем собраны "и сокровища царства минералов, и произведения искусства, и чудесные промышленные изделия". Страсть к коллекционированию, как таковая, свойственна сильному прошлому.
"Обе створки моллюска были приоткрыты. Капитан Немо, подойдя к раковине, вложил кинжал между створками, чтобы не дать им сомкнуться; затем он приподнял рукой бахромчатый край мантии. Там, между листовидными складками мантии, свободно покоилась жемчужина величиной с кокосовый орех. Жемчужина безупречной сферической формы, чистейшей воды, бесподобного отлива! Драгоценность баснословной стоимости! В порыве неуместного любопытства я протянул руку, чтобы схватить этот перл, осязать его, взвесить! Но капитан, знаком остановив меня, быстрым движением вынул кинжал из раковины, и створки его мгновенно сомкнулись. И тут я понял намерение капитана Немо. Оставляя жемчужину под мантией тридакны, он давал ей возможность постепенно расти. С каждым годом выделения моллюска прибавляли к ней новые концентрические слои. Один только капитан Немо знал грот, где «зреет» этот прелестный плод; один он, так сказать, растил его, чтобы со временем перенести в свой великолепный музей."
Для первого, целевого, прошлого особенно важно чтобы в его окружении были особенные предметы, напоминающие о каких-то моментах жизни, какие-то опорные метки, благодаря которым ты можешь воссоздать свою историю. Понимая ценность своей личной истории, сильное прошлое так же умеет понимать ценность истории чужой и с особым отношением смотрит на вещи, может быть ему не принадлежащие, прошедшие свой собственный путь, имеющие свою историю. И обладание такими вещами - будь то старинный кинжал, побывавший в бою, или портрет или монета или что-то еще - добавляет немного личной истории и своему новому владельцу.
Немо - типичный автор (1П). При формировании своей личной истории капитан не упускает возможности добавить с свою биографию новое приключение, при условии того что не понадобится покидать море. Он совершает многочасовые прогулки под водой, борется с акулами, ведет Наутилус интересными, но очень опасными маршрутами. Он постоянно рискует не только своей жизнью, но и жизнью своего экипажа, однако в ценностях первого прошлого риск может быть оправдан, ведь после этого экипаж может сказать - "Мы - те кто прошел подо льдами", "мы - те кто нашел Атлантиду", "мы - те кто покорил южный плюс". Для каждого человека это ответ на вопрос "кто я". На самый важный вопрос первого прошлого.
В темпористике, названия для аспектов будущего взяты из морской тематики - капитан, рулевой, безбилетник и пассажир. Несмотря на свою капитанскую должность, с точки зрения темпористики Немо - рулевой, т.е. носитель будущего во втором, творческом аспекте. В отличие от 1Б (капитан), у Немо нет определенной цели - есть только тяга к движению и маршрут на ближайшее время. Море - открытое поле возможностей и для Немо это прекрасно само по себе, будет он как-то эти возможности использовать или нет.
Борт Наутилуса украшен лозунгом на латыни - "Mobilis in mobile", что переводится как "подвижный в подвижной среде". По истине, это может быть замечательным лозунгом для второго будущего. Не будучи скованным долгосрочной стратегией, Немо очень хороший тактик. Он чувствует динамику ситуации и в трудном положении всегда находит лучший вариант.
"Часто, запертые во льдах, мы не видели выхода; но, руководимый своим замечательным инстинктом, капитан Немо по самым легким признакам открывал спасительные трещины во льдах. Тонкие струйки синеватой воды, бороздившие ледяные поля, указывали ему путь. И он никогда не ошибался в выборе дороги."
Впрочем, возможно, будучи носителем первого будущего, он смог бы предусмотреть как вообще не попадать в такие ситуации.
Капитан Немо - изобретатель и исследователь. Он полностью бы соответствовал типичному профилю изобретателя, будь у него сильными будущее и вечность. Немо же изобретатель несколько другого рода - он отлично разбирается в текущем состоянии науки и благодаря сильному будущему оценить динамику тех или иных научных направлений, чтобы понять, какие из них можно использовать. Когда капитан Немо рассказывает профессору Аронаксу об устройстве Наутилуса и его вспомогательных систем, оказывается что никакие новые для науки принципы применены не были. Все корабельные системы есть либо компиляция уже существующих принципов и конструкций, либо чужие доработанные идеи. Исключение составляет лишь загадочный источник электричества, о происхождении которого трудно судить, поскольку капитан о нем не говорит.
Конечно, вторичность, компиляция технических новинок, есть следствие замысла Жуля Верна - осветить в одном произведении все научные достижения века. Но, также это говорит и о самом герое. Капитан Немо - блестящий инженер и ученый. Видя какую-то техническую новинку, понимая её устройство ему легко придти к практике применения, к развитию и усовершенствованию. В этом ему помогают обширные знания, недюжий ум, усердие и сильное будущее. Однако, с точки зрения вечности, Немо находится в позиции ученика (4 вечность).
Ученый с сильной вечностью (1В гуру или 2В философ) пользуется своим умением находить скрытые закономерности, ощущать внутреннюю гармонию своего исследования, благодаря чему создает новые области знания, новые подходы и принципы. Капитан Немо не обладает такими способностями, но зато, как ученый, он по-максимуму пользуется преимуществами своего темпористического типа.
Будучи принцем, Даккар, еще не превратившийся в капитана Немо, получил образование в Европе. Верн пишет, что Даккар имел блестящие успехи во всех дисциплинах, какими бы только не занимался. Это не удивительно, ведь тип Немо делает его идеальным учеником. С одной стороны, его вечность в позиции ученика - готовность принимать хорошо сформированное знание, принимать научные концепции “как есть”, без оценки их “красивости”. С другой стороны, целевое прошлое, для которого знание самоценно и никакие полученные навыки не считаются лишними. Все таки, в период учебы, молодые люди имеющие более высокую вечность, так же, как правило, и более разборчивы в предметах. Каким-то предметам уделяется внимание больше, каким-то меньше, потому что не все изучаемое знание может дать то нужное ощущение гармонии, ту наполненность смыслом, которую ученик от него ожидает. Одинаковый успех по всем предметам является либо формой перфекционизма, либо, что скорее, признаком 4-й вечности.
Болевой аспект капитана Немо - настоящее. Это и ахиллесова пята капитана и важная часть его образа.
Третье настоящее носит название "изгнанник". Принц Даккар действительно должен был стать изгнанником - он лишился защиты, его семью убили, а за голову принца была назначена награда. Скрыться, исчезнуть из поля зрения британцев был логичный и оправданный шаг, однако, было бы неправильно типировать Даккара в третье настоящее просто по факту изгнания. Необходимо разобраться, как аспект болевого настоящего проявлялся в характере и поступках принца.
Для третьего настоящего своя роль, свое место имеют особую важность. Если первому настоящему требуется лучшее место, второму приемлемое, то третье жаждет место достойное, поскольку занять достойно место, играть достойную роль - это лучший способ унять внутреннего критика. С самой ролью Даккару повезло - он от рождения был принцем, своего места ему не нужно было добиваться, однако не повезло со временем. В середине XIX века Индия фактически находилась под властью Великобритании и достойно играть свою роль - т.е. справедливо управлять, добиваться роста благополучия для своего народа - у принца возможности не было. Подготовка восстания была в какой-то мере неизбежна, с одной стороны на Даккара давила боль за свой угнетенный народ и долг как правителя, с другой - он находился под прессом внутреннего “родителя”, т.е. болевого настоящего.
"Принц Даккар путешествовал по всей Европе. Благодаря своему знатному происхождению и богатству он везде считался желанным гостем, но утехи светской жизни его никогда не прельщали. Молодой красавец индус всегда был серьезен, даже угрюм и поглощен жаждой знания. В сердце у него горела неумолимая ненависть. Принц Даккар ненавидел. Он ненавидел ту единственную страну, на землю которой ни за что не хотел ступить, единственную страну, чьи заигрывания он постоянно отвергал; он ненавидел Англию"
Когда восстание сипаев закончилось полным разгромом, а он сам чудом избежал смерти, у Даккара было немало денег (бриллианты на несколько миллионов) на то чтобы отступить и продолжить борьбу, однако он выбрал полное и окончательное изгнание.
"Принц Даккар, которого пощадила смерть, возвратился в горы Бундельханда. Одинокий, исполненный беспредельного отвращения к самому имени «человек», питая ужас и ненависть к цивилизованному миру, стремясь навсегда бежать от него, он обратил в деньги остатки своего состояния, собрал вокруг себя самых преданных ему соратников и в один прекрасный день куда-то исчез вместе с ними."
Почему принц пренебрег долгом перед индийским народом, почему бросил то дело, которое было смыслом его жизни многие годы? Можно сказать, он сделал это отчаяния после гибели семьи, можно сказать что он истратил все силы, это тоже будет верно. Но верно так же и то что Даккар не справился с ролью, что он не может быть настоящим принцем, не может делать то что должен делать правитель. Для третьего настоящего это ужасно и само по себе, но в дополнение к тому - каждая новая неудача заставит кричать внутреннего цензора еще громче.
Даккар прибегнул к распространенной тактике против болевого аспекта - отстранение. В настоящем аспекте отстранение часто принимает форму изгнания, т.ч. настоящее связано с местом, территорией. Уйдя со старого места теряешь и связь со старой ролью. Бегство принца, однако, носит не только территориальный характер:
"– я вовсе не из тех людей, которых вы именуете цивилизованными! Я порвал всякие связи с обществом!"
Даккар действительно перестал контактировать с внешним миром. В дневнике его путешествий встречаются и нападения на британские суда и финансовая помощь повстанцам, но такие события не происходят систематически, они не являются делом капитана, тем ради чего он живет под водой. Проявить чуть больше внимание к делу борьбы означало бы вновь взять на себя роль, а это значит снова попасть под оценку своего критерия, 3-го настоящего.
В море Немо ощущает себя настоящим хозяином. Это мечта многих обладателей третьего настоящего - никто не мешает делать свое дело, никто тебя не оценивает и никто с тобой не конкурирует. Однако, в отличие от подлинного хозяина (целевое настоящее), третье болезненно ощущает свои границы своего комфорта, чужую территорию из которой его могут изгнать.
"Наконец, около четырех часов дня, мы достигли цели нашей чудесной прогулки. Перед нами вдруг выросла гранитная стена, величественная громада неприступных утесов, изрытая пещерами. Это было подножие острова Креспо. Это была земля! Капитан Немо остановился. Жестом он приказал нам сделать привал, и, как я ни жаждал преодолеть эти стены, пришлось повиноваться. Здесь кончались владения капитана Немо. Он не хотел переступить их границы. За этой чертой начинался другой мир, в который он не желал ступить и шага!"
Отказ от имени - тоже часть защитной стратегии. Имя само по себе относится к прошлому, к осознанию того кто ты есть, но в случае с Даккаром, его имя слишком известно и потому не может быть отделено от титула. Избавившись от имени, назвав себя "Немо", капитан тем самым дополнительно отстранился и от титула, и от своей роли, что, впрочем, не помешало ему начать творить новую личную историю от нового имени.
"В эту минуту капитан Немо, положив руку на мое плечо, сказал: – В тысяча шестисотом году голландец Герик, увлекаемый течениями и бурями, достиг шестьдесят четвертого градуса южной широты и открыл Южно-Шетландские острова. В тысяча семьсот семьдесят третьем году, семнадцатого января, знаменитый капитан Кук, следуя по тридцать восьмому меридиану, достиг шестьдесят седьмого градуса тридцать седьмой минуты широты, и в тысяча семьсот семьдесят четвертом году, тридцатого января, на сто девятом меридиане он достиг семьдесят первого градуса пятнадцатой минуты широты. В тысяча восемьсот девятнадцатом году русский исследователь Беллинсгаузен находился на шестьдесят девятой параллели, а в тысяча восемьсот двадцать первом году – на шестьдесят шестой под сто одиннадцатым градусом западной долготы....
длительное перечисление других исследователей
.... Я, капитан Немо, двадцать первого марта тысяча восемьсот шестьдесят восьмого года дошел до Южного полюса, под девяностым градусом южной широты, и вступил во владение этой частью земного шара, равной одной шестой всех известных материков. – От чьего имени, капитан? – От моего собственного! И с этими словами он развернул черный флаг с вышитой на нем золотой буквой «Н»."
В приведенном отрывке нетрудно увидеть гиперкомпенсацию - попытки вернуть себе утраченное прошлое, создать новую историю, утраченную в изгнании. Это одно из закономерных свойств конфликта первого прошлого и третьего настоящего, не касающееся лично капитана Немо, общее для всего типа - стремление завершить, сделать что-то до конца, и бегство на середине пути, а затем попытки все повторить на новом месте.
История капитана Немо печальна и поучительна. Он умер в каюте Наутилуса, шесть лет проведя в одиночестве, после того как погиб последний член его экипажа. Все свои знания и открытия, коллекцию предметов искусства и накопленные морские богатства Немо взял с собой на дно. Ненависть к англичанам, боль от утраты близких и разочарование в себе он перенес на все человечество, чего могло и не произойти, найди принц Даккар другие способы примириться с внутренним критерием, с болевым настоящим.