Критик (3П, прошлое в болевом аспекте)

Рисунок слева принадлежит обладателю третьего прошлого, пожелавшего остаться неизвестным (что весьма характерно для "критика").
Обратите внимание, что боль - основная негативная эмоция прошлого, выражена тут в полной мере.

Каждый тип отводит личному прошлому определенную роль. Для критика прошлое - это критерий. Прошлое - источник ответов на вопрос “кто я?”, осознания своих сил, возможностей, особенностей характера. Для критика ответ на вопрос “кто я?” - это основной критерий качества жизни, один из главных инструментов самооценки.

Прошлое критика находится в болевом аспекте, что соответствует шаблону поведения “я минус, ты минус”. “Ты - минус”, означает что критик не будет доверять чужим суждениям о себе. Он может принять во внимание чужое мнение, может долго над ним раздумывать или даже переживать, но “последнее слово” всегда останется за критиком. Решить кто он есть критик должен сам, поиск ответа на вопрос “кто я?” он считает своей и только своей задачей.

“Я - минус” проистекает из отрицательного, ограничивающего действия аспекта. Критик не может выбрать кем ему быть, он может лишь судить себя. Оценочное, “родительское” давление своего прошлого зачастую делает критика слабым, беззащитным перед своим прошлым, занижает его самооценку. Например, Герберт Уэллс (ВБПН), написавший 40 романов и не меньшее количество томов с прогнозами и публицистикой, чьи труды после выхода били рекорды по тиражам всех остальных книг за всю историю Английской литературы, пишет: “Я сам, без лишних напоминаний, сознаю, что значительная часть моих произведений написана небрежно, словно из-под палки, с раздражением, в спешке, плохо отредактирована, бледна и рыхла, словно перекормленная картошкой монахиня.” - он демонстрирует позицию “я -, ты -”.

Прошлое давит на критика своей неизменностью, статичностью. В отличие от будущего и настоящего, оно неподвластно и от того больнее воспринимает критик свои прошлые ошибки. Как правило, пытаясь выйти из-под оценки, критик пользуется одной из следующих стратегий:

- Порвать с прошлым, отстраниться, забыть

- Отвлечься от прошлого, погрузившись в деятельность по первому, положительно мотивирующему аспекту

- Дать себе настолько низкую оценку, чтоб уже ничто внешнее не могло бы задеть сильнее

Европейский писатель Франц Кафка (3-е прошлое), автор “Замка” и “Превращения” использовал последний способ. В сохранившихся письмах, написанных Кафкой своему другу Максу Броду, Кафка постоянно упоминает о себе как о “ничтожном, убогом писателе”. Он искренне удивляется, когда кто-то выказывает ему расположение, восхищается его трудами. “Для меня это трогательно и стыдно” - пишет Кафка журналистке Милене Есенской, которая взялась за перевод его прозы на чешский. “Трогательно и стыдно” - довольно естественная реакция критика, когда он вдруг получает положительную оценку по поводу сомнительного куска своего прошлого. Перед смертью Кафка завещал сжечь всё свои черновики, письма и неизданные книги.

Если Кафка пытается избежать судейской оценки прошлого через самоуничижение, то Герберт Уэллс заглушает внутренний голос своим сильным целевым аспектом (вечность). Он пытается смотреть на свою жизнь безлично, объективно, с отвлеченной, “вечностной” позиции. Даже автобиография Уэллса (довольно объемный труд), выстроена так, будто Уэллс пишет не о себе, а о каком-то другом человеке, просто в силу непонятных причин пишет от первого лица.

Тема противостояния целевого и болевого аспектов так или иначе проявляется у всех типов. Уэллс убегал от прошлого к вечности (объективному, смысловому восприятию), другие критики могут прятаться от себя в настоящем или отрекаться от прошлого ради будущего. Отречение от прошлого, от своих корней, тоже распространенная среди критиков стратегия. Часто связь с семьей, родителями, у критика ослаблена. Он легко рвет отношения с людьми, даже с теми к которым успел немного привязаться. Неожиданная встреча критика с давним знакомым (если это не друг) - это всегда напряжение, стресс.

Последствия стратегии бегства всегда плачевны. Решение отринуть прошлое не помогает его вывести из области критерия. Прошлое все равно продолжает оставаться важным. Когда критик отгораживается от пройденного пути, от детства, от событий прошлых лет, то с утроенной силой критерий начинает действовать на прошлом совсем недавнем. Только что встретившись с новым человеком, только что доделав какое-то дело, критик начинает многократно прокручивать в голове свое поведение, подвергать себя оценке, мучиться вопросами “кем я был?”, “всё ли правильно я сделал?”, “каким меня увидели?”. Боль и печаль (негативная палитра эмоций прошлого) становится для критика естественным спутником.

Можно легко узнать критика, попросив его рассказать о себе. В зависимости от того, использует ли критик бегство или гиперкомпенсацию, мы услышим либо смущенный сбивчивый и короткий рассказ, либо яркое описание. Но, в любом случае, критик попытается своим рассказом, создать у слушателя определенный образ себя. Этот образ может быть разным, в том числе и негативным, но критику важно, что он будет знать, контролировать, каким именно его видит другой человек. Это дает критику ощущение безопасности, ведь если критик знает, каким его видят - на него не свалится неожиданная оценка.

Уточняющих вопросов, после рассказа о прошлом, критики не любят. Во-первых, вопрос о прошлом сам по себе заставляет глубже погрузиться в болевой аспект, что неприятно. Во-вторых, критик теряет контроль. Ему нелегко допустить чтобы окружающие решали кто он такой без его, критика, участия. Безнаказанно копаться в прошлом критик позволит только самым доверенным, самым близким людям.

Для критика принятие, присоединение прошлого к своей жизни - очень трудный, но необходимый путь. Борьба с критерием - всё равно что драка с ветряной мельницей. Оценивая свою жизнь, критик всегда будет ориентироваться на то, есть ли у него ощущение удовлетворенности (позитивная эмоция прошлого). И подлинное чувство удовлетворения он получит только закрывая проблемы по прошлому, только становясь таким человеком, которого не стыдно предъявить внутреннему судье.

Подробнее о том, как Автор, Летописец, Критик и Читатель воспринимают себя и свой жизненный путь можно прочитать вв этой статье: http://temporistics.ru/?q=node/70

О ТОМ, КАК РАБОТАТЬ НАД СВОИМ БОЛЕВЫМ АСПЕКТОМ, ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ: http://temporistics.ru/?q=node/90

Описание "Критика" на основе сказки "Винни-Пух и все-все-все", отрывок из черновиков А.Латышева:

...А что же Кролик? Кролик - Критик, третье, болевое прошлое. Он предпочитает не иметь дел с самим собой, не сталкиваться со своей личностью, потому что ответ на вопрос “кто я?” - это “проблема”.
 
-У меня к тебе поручение.
- Ладно, я передам Кролику.
- Мы все отправляемся в искпедицию с Кристофером Робином.
- - Кролик обязательно примет участие.
 
Или более известный пример:
 
- Эй! Кто-нибудь дома?
Вместо ответа послышалась какая-то возня, а потом снова стало тихо.
- Я спросил: "Эй! Кто-нибудь дома?"- повторил Пух громко-громко.
- Нет!- ответил чей-то голос.- И незачем так орать,- прибавил он,- я и в первый раз
прекрасно тебя понял.
- Простите! - сказал Винни-Пух.- А что, совсем-совсем никого нет дома?
- Совсем-совсем никого! - отвечал голос. Тут Винни-Пух вытащил голову из норы и
задумался. Он подумал так: "Не может быть, чтобы там совсем-совсем никого не
было! Кто-то там все-таки есть- ведь кто-нибудь должен же был сказать: "Совсем-
совсем никого!" Поэтому он снова наклонился, сунул голову в отверстие норы и сказал:

- Слушай, Кролик, а это не ты?

- Нет, не я!- сказал Кролик совершенно не своим голосом.

- А разве это не твой голос?

- По-моему, нет,- сказал Кролик.- По-моему, он совсем, ну ни капельки не похож! И не должен быть похож!

Кролик тоже предъявляет окружающим некую личность - умное и воспитанное существо. Однако, во отличие от позиции Автора задача этой личности не показать всем, кем Кролик хочет быть. Задача этой маски - защитить настоящую личность Кролика от критики окружающих и, кстати, от самокритики тоже.
 
Смотри, я сначала показал героев, имеющих сильное прошлое. Но сильно по-разному. Начиная с Кролика разговор пошел о слабой паре - Критик и Читатель. И они слабы тоже по-разному. Кролик пытается спрятать свой болевой аспект потому считает его слабым, однако прошлое все же важно для Кролика. А вот "Читатель" Винни-Пух просто не видит себя и своё прошлое. Это его слепая зона и медвежонок не понимает важности понимания “кто я”.